Положение о статусе школьного музея "Русская изба"
Приказ о создании школьного музея
План работы этнографического музея «Русская изба»
Формы работы школьного музея «Русская изба»
Характеристика музея «Русская изба»
Исследовательская работа «Шерстяная акварель»
Адрес: Тульская область, город Щекино, ул. Коммунальная, д.7
Контактный телефон: 8(48751)4-32-47
График работы: понедельник-пятница с 10.00 - 16.00
Руководитель музея: Якушина Лидия Николаевна
План работы этнографического музея «Русская изба»
Свидетельство № 13000 приказ от 25.12.1999 № 1613
Формы работы школьного музея «Русская изба»
Перечень тематических экскурсий
Любовь к родному краю, знание его истории – основа,
на которой только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества.
Д.С. Лихачёв
Сегодня и взрослые, и дети проявляют большой интерес к русской старине: обычаям, обрядам, традициям и, конечно, они изучают предметы русской старины. Наш музей – это наша история, память, душа. Он оказывает влияние на формирование духовности и морали, чести и патриотизма.
Что же представляет собой наш музей?
Почему именно «Русская изба»?
Потому что дом для любого человека — это первооснова, это то, с чего он начинает жизненный путь, где он приобретает теплоту, заботу и нежность отчего дома.
Идея создать музей появилась 02.10.1999 года. Первые экспонаты находились в разных кабинетах школы, и только в октябре 1999 года под музей было выделено помещение.
Музей расположен в одной из классных комнат, что даёт возможность проводить в помещении экскурсии и занятия для 20 учащихся. Тематическая экспозиция делится на две части: «Русский крестьянский быт начала ХХ века» и «Народные промыслы России».
Первая экспозиция «Русский крестьянский быт начала ХХ века» формировалась в течение нескольких лет и в основном тематически и структурно сложилась. В неё входят элементы крестьянской избы: Красный угол с образами, длинный стол с самоваром и лавками, печь, предметы домашней утвари, чугуны, ухваты, коромысла, сельскохозяйственный инструмент, керосиновые лампы, коллекция утюгов и самоваров, старинные лапти, музыкальные инструменты.
Женский угол включает в себя старинную прялку, гребни для прядения, веретёна, образцы вышивок и вязания, сундук с изделиями мастериц, старинное зеркало и шкатулку, лоскутные одеяла, вышитые полотенца.
Мужской угол – «коник» — представлен столярным и сельскохозяйственным инструментом. Здесь хозяин дома изготавливал различные орудия труда: косы, грабли, топоры, а также мебель для дома: скамейки, столы, сундуки; плел лапти, шил обувь.
Всё это создаёт атмосферу традиционной русской избы. Детям интересно увидеть в действии прялку, самим растолочь в ступке зерно, с помощью ухвата поставить в печь чугунок.
Сколько восторга и радости вызывает у первоклассников самая первая экскурсия в музей, которая рассказывает о том, как жили их прадедушки и прабабушки.
Эта экспозиция рассчитана на проведение уроков истории, литературы, музыки, технологии, уроков в начальной школе, а также занятий по фольклору в рамках внеурочной деятельности.
На этих занятиях дети узнают, как жили наши предки, какие славные и добрые обычаи были у них, а также познают секреты мастерства и учатся применять «дедовские» приемы в своем творчестве. Благодаря таким занятиям дети имеют возможность стать частью жизни своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять язык, его историю и культуру как свои собственные.
Учащиеся знакомятся с народной культурой, ее формами через устное народное творчество, песенный и игровой фольклор, народные календарные и обрядовые праздники, декоративно-прикладное творчество. Начиная с изучения календарно-обрядового фольклора, ребята постепенно узнают о доме как материальной и духовной основе семьи, традициях и обычаях, связанных с ним.
Вторая экспозиция «Народные промыслы России» часто используется учителями в проведении уроков изобразительного искусства, рисования и окружающего мира в начальной школе.
Здесь можно увидеть изделия из Хохломы, Жостова, из бересты и соломки, знаменитую матрёшку, Богородскую игрушку, Филимоновскую игрушку, Дымковскую игрушку, Павлопосадские платки, Городецкие доски, разукрашенные руками учащихся нашей школы и многое другое.
Фонд музея: 152 основной и 270 вспомогательный. На уроках и во внеурочное время вне музея использовано более 250 экспонатов и материалов музея.
Экспонаты попадают в музей из семейных архивов, путешествий по России, изготавливаются педагогами, родителями и учениками. Многие экспонаты музея мы используем не только на уроках, но и во внеклассной работе в постановках сказок, при проведении праздников.
Теоретические изыскания детей и педагогов находят выражение в конкретных предметах декоративно-прикладного творчества, обрядах, праздниках. Для реализации проектов учащихся создана творческая мастерская декоративно-прикладного творчества, которая работает по нескольким направлениям:
— русская народная кукла;
— русский народный костюм;
— русские народные праздники и обряды.
Одной из главных задач творческой мастерской является наполнение музея экспонатами. В музее созданы выставки по обрядовой и тряпичной кукле и сопроводительная экскурсия к ним.
Постигая различные технологии изготовления предметов декоративно-прикладного творчества, будь то тряпичная кукла, кукла из соломы, кухонную доску или лопатку дети становятся живыми продолжателями и носителями традиций русского народного искусства. А значит, живо самосознание, жива самобытность. И то дело, которое мы делаем, занимаясь с ребятами исследовательской деятельностью в нашем школьном музее «Русская изба», нужно и полезно.
Одной из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории и культуре России является организация работ лекторских групп в музее. Целью организации лекторской группы стало развитие ученика как исследователя, ответственного за сохранение исторического и культурного наследия малой родины. В составе лекторской группы учащиеся 5-11 классов.
В нашем музее проводятся тематические экскурсии:
-
«Тайны русской избы»
-
«Игрушки русского народа»
-
«Русская матрёшка»
-
«История простых вещей» (столовые рушники, столовые приборы, столовая посуда, сервировка стола)
-
«Народные ремёсла России» (прядение, вязание, ткачество, вышивка)
-
«Чаепитие на Руси»
-
«Милости просим, гости дорогие»
Также, в рамках музейной работы проводятся интерактивные лекции в начальной школе по темам:
-
«Малые жанры фольклора»
-
«Красота букетов Жостово»
-
«Городецкая роспись»
-
«Золотая хохлома»
-
«Филимоновская роспись»
-
«Дымковская игрушка»
-
«Богородская игрушка»
Познавая народные традиции, быт, обряды, обычаи русской старины, тем самым способствует сохранению самобытности народной культуры, полному её восприятию школьниками. Традиционным стало проведение в нашей школе русских народных праздников и конкурсных программ:
-
«Свадьба на Руси»
-
«Деревенские посиделки»
-
«Святки»
-
«А мы Масленицу встречаем»
-
«Пасха на Руси»
-
«Русская каша – сила наша»
-
«Загадки русской избы»
-
«В мире русских сказок»
-
«Красны девицы»
-
«Конкурс весёлых сказочников»
-
«Богатырские потешки»
-
«Осенний листопад»
Викторины по русским народным сказкам:
-
«Сказки водят хоровод» (1 класс)
-
«Сказки гуляют по свету» (2 класс)
-
« В некотором царстве» (3 класс)
-
«Путешествие по русским сказкам» (4 класс)
За годы работы в нашем музее побывали учащиеся не только нашей школы, но и учащиеся других школ, воспитанники детских садов, родители жители микрорайона, а также учителя школ.
Якушина Л.Н., учитель ИЗО,
руководитель школьного
этнографического музея «Русская изба»